На рывке
Спиннинговая ловля
Рывковые проводки, безусловно, можно считать одними из самых сложных техник спиннинговой ловли. Тем не менее, все кто серьезно увлекаются средним и легким джигом, рано или поздно приходят к подобным методам анимации приманки. И в самом деле. Прямолинейная, ступенчатая, затем рывковая подача приманки – эта последовательность в освоении методик ловли как нельзя лучше отражает общий рост мастерства рыболова.
Таким образом, мы от гамм переходим к классике, а от классического исполнения - к свободной импровизации, и сравнение с музыкой здесь не случайно. Само описание того, что происходит в процессе анимации приманки с помощью рывков удилищем - занятие неблагодарное. Ведь смысл техники заключается в едва ли передаваемых словами тонкостях амплитуды движения, создаваемого ускорения, чередования фаз проводки и т.д.
В свое время уважаемый российский спортсмен и журналист К.К. Кузьмин, пытаясь описать свое понимание «твичинга», в одной из статей, посвященной этой теме, прибегал к такому определению, как мелодия! И с ним трудно не согласиться. Пожалуй, это одно из самых точных и емких сравнений, однако неискушенному в теме читателю оно с практической точки зрения мало что дает. Мы же попробуем рассмотреть процесс на более «грубом» уровне, для начала определившись с некоторыми основными положениями.
Что сие есть
Здесь стоило бы сказать о том, что передвижения большинства организмов в жидких средах представляют собой пульсацию. Имеет место начальный импульс, затем скольжение в толще воды по инерции, иногда до полной остановки, после - новый толчок и снова скольжение. Совершенно усредненно мы можем разбить такой тип движения на две фазы – активную и пассивную. С точки зрения охотящегося хищника, для атаки предпочтительна вторая фаза движения жертвы, первая же - более заметна и способна привлекать внимание. Это необходимо учитывать и при освоении рывковых проводок, общая идея которых примерно такая – ЗАВОДИТ РЫБУ РЫВОК, А ЛОВИТ ПАУЗА!
Без понимания этого принципа значительных успехов добиться трудно, и отслеживать необходимо корректность исполнения как активной, так и пассивной фаз проводки.
Что же касается работы «на рывках» в полводы, то тут смело можно заявлять, что «правильный» рывок создает нужную на данный момент паузу и оптимальную, с точки зрения рыбы, динамику работы приманки во время падения.
Образ, который лучше всего может помочь в понимании того, что надо делать, это: «Рывок – мнимый побег добычи, пауза – явная ее доступность».
Где и когда
Наверное, это один из самых интересных вопросов. Следуя иерархической схеме, приведенной выше, можно решить, что освоение рывковых проводок снимает проблему бесклевья. На самом деле подобные техники - это лишь еще один козырь в руках зрелого спиннингиста, но далеко не беспроигрышный, и даже более того. Рывок можно считать очень тонким инструментом, применять который следует в определенной ситуации, в привязке к конкретным условиям и сиюминутному настроению рыбы, и только тогда он, в буквальном смысле слова, способен творить чудеса. Хорошим примером служит существующая популярность такого рода анимаций в Харьковской области и гораздо более прохладное отношение к рывкам тех же винничан. Константин Превар, известный винницкий спиннингист, география спортивных поездок которого очень широка, быстро перенял накопленный харьковскими спортсменами опыт, но… на его родном Южном Буге многочисленные вариации завораживающих рыбу рывков оказались бесполезными. Здесь в большем почете стелющиеся проводки вдоль дна, короткие шажки в пол-оборота катушкой, протаскивания по дну и т.д. Особенно хорошо это заметно по прибыли воды в реке – когда малейший намек на подрыв удилищем, сводит шансы на поклевку к нулю. С падением уровня воды ситуация чуть улучшается и «дергать» можно, но в любом случае Южный Буг - это не Северский Донец или Оскол.
Таким образом, следует учитывать следующее. В тех случаях, когда рыба жмется ко дну, и она инертна, плюс присутствует сильное течение, рывки противопоказаны, или, во всяком случае, ставку на них лучше не делать.
Если же рыба «висит» в толще воды или у поверхности, да к тому же активно движется, можно с высокой уверенностью утверждать, что рывковые проводки будут востребованы. Таким образом, лучшее время года и в то же время период для освоения рывка - это лето и начало осени. Чем теплее вода, тем «жестче» могут быть рывки и короче пауза. Чем холоднее вода, тем, соответственно, «дергать» надо мягче, а паузу удлинять, насколько это возможно.
Некоторые моменты, о которых стоит упомянуть…
Здесь, прежде всего, нужно сказать о снастях. Я не большой любитель распространяться о достоинствах «хорошего» угля и недостатках «плохого», ибо все познается в сравнении, но ловля на рывках - это как раз тот случай, когда качество инструмента во многом определяет результат. Грубо говоря, осваивать рывковые проводки с помощью вязкого, низкомодульного прута - это то же самое, что учиться играть в большой теннис доской для нарезки овощей. Сложно, неинтересно и надолго отбивает охоту к такого рода упражнениям. Несколько раз, пытаясь продемонстрировать тот или иной метод заинтересовавшимся рыболовам, я вынужден был отдавать свое удилище, для того, чтобы «теория сошлась с практикой». Хорошая палка буквально все делает сама. Вы задаете начальный импульс, и он без потерь и искажений передается через бланк на шнур и приманку. Очень многое зависит от строя удилища и соответствия фактического теста прута весу оснастки. Правильное ощущение от работы бланка – удилище как бы вторит вашим действиям, но при этом смягчает и убирает излишнюю резкость и неточности в движениях. Справедливости ради стоит отметить, что роль такого «демпфера» может играть и монофильная леска, но у шнура есть ряд преимуществ, которыми я лично жертвовать ради этого не готов.
В общем, «ставить руку», осваивая рывковые проводки, лучше на хороших удилищах. Конкретных марок здесь касаться не будем - это тема отдельного разговора. Могу лишь посоветовать: при покупке недорогих изделий - останавливать свой выбор на предельно коротких вариантах и смотреть за тем, чтобы бланк не был излишне «колообразным». То, что при работе катушкой может считаться достоинством, в рывковых техниках - скорее помеха.
Проверенная «база»
На вооружении опытного спортсмена может быть до десятка и более достаточно внятно отличающихся друг от друга проводок. Вот те, которые можно считать хорошо зарекомендовавшей себя классикой. Собственно, не все из них имеют устоявшиеся названия, здесь я позволил себе некоторое «нахальство» и дал собственные имена:
Короткий кистевой рывок
Это базовая рывковая проводка, с которой я бы рекомендовал начинать свой практический экскурс в эту тему. Технически, во всяком случае, на первый взгляд, исполнение достаточно простое. Удилище выставляем «на два часа». Запястье руки и локоть фиксируются в одной точке. Затем кисть выполняет резкое движение, напоминающее всем известную кистевую подсечку. В тот момент, когда сорванная с места приманка достигает верхней траектории, кисть опускают в первоначальное положение. Шнур выбирается катушкой, но так, чтобы на траекторию падения приманки это не оказывало влияния. В тот момент, когда шнур вытягивается под весом приманки и кончик удилища занимает исходное положение, следует новый рывок. При проводках по дну в этот момент возможны паузы разной длины, в толще воды фазы проводки следуют одна за другой без перерыва. Так очень часто «твичат» окуня воблерами, и работа легким джигом аналогична. Соответственно и основной любитель таких проводок - окунь, особенно в толще воды или поверху во время боя. Оптимальный вес джиг-головки в расчете на применение твистера Manns 036 1,5 – 2,5 г. Именно такой «граммаж» дает возможность четко выдерживать горизонт проводки (вести надо, естественно, в том слое, где находится рыба) и создавать необходимую СОРАЗМЕРНОСТЬ ФАЗ «ВЗЛЕТА» И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИМАНКИ. Это, пожалуй, самый важный момент, над которым стоит поработать, ведь даже разница в 0,5 г, как правило, бывает определяющей, и может отделять период «поклевок на каждом забросе» от безрезультатных попыток что-то поймать. Прибавьте сюда возможность создавать разные по времени паузы между очередными рывками… в общем, уже на самом начальном уровне освоения рывка открывается широчайшее поле для экспериментов…
При джиговании по дну «короткий кистевой» хорош при ловле окуня и судака. Особенно тогда, когда приманки используются достаточно крупные (в спортивном смысле) и упористые, а рыба не склонна подниматься высоко. Часто бывает, что днем стая хищника держится в толще воды и приветствует более амплитудные варианты проводок, а к вечеру буквально прилипает ко дну, тем не менее, реагируя на агрессивную подачу. Вот тут «короткий кистевой» оказывается вне конкуренции.
Щуку я редко пытаюсь соблазнить этой проводкой, придерживаясь общего правила: окунь любит резкие проводки, щука - плавные, а судак - и те, и другие в равной степени. Разве что при ловле в толще воды, над травой, на крупные приманки этой проводке нет альтернативы. Непрерывные рывки позволяют удерживать, к примеру, такую приманку как Manns SHAD 7 см с 3-4-граммовой джиг-головкой в 5-сантиметровом(!) слое воды и создавать достаточно весомую конкуренцию уокерам, попперам и другим поверхностным приманкам.
В общем-то, эта проводка не из самых сложных и, пожалуй, начинающим придется потратить время лишь на то, чтобы не дергать удилищем чрезмерно и научиться выполнять рывки достаточно однообразно и без сбоев.
Удлиненный высокий рывок
Любимая летняя проводка многих харьковских спортсменов, можно сказать, - секретное «супероружие» прошлого сезона. Кому придет в голову, что рыба может ловиться, когда анимация приманки выглядит как подсечка карпа в два часа ночи, выполненная только что проснувшимся от воя сигнализатора почитателем карпфишинга. Но «удлиненный высокий» в расчете на летнего активного окуня именно такой! Вершинку удилища опускаем к воде, одновременно выматывая слабину шнура, и с резким ускорением дергаем удилище вверх до положения «вершинка в небо», используя как основную движущую силу не кисть, а все предплечье. Приманка при этом вылетает со стартовой точки практически вертикально вверх (из-за сопротивления шнура) метра на два, а то и больше, облавливая значительную толщу воды.
Если активный окунь имеется в наличии, то такой финт непременно «цепляет» его внимание, и на паузе случается уверенная и жадная поклевка. Можно смело утверждать, что именно такая подача приманки собирает рыбу с большого пространства, особенно в весьма замутненной из-за цветения летней воде, и часто является чуть ли не единственным правильным подходом к скоростной ловле окуня.
В зависимости от глубины в месте ловли и активности рыбы действия после длинного рывка также могут различаться. Как вариант, если глубина небольшая, удилище удерживается в вертикальном положении так, чтобы приманка тонула на натянутом шнуре, или подается вперед и опускается в исходное положение так, чтобы приманка тонула в «полунатяге», или вовсе резко опускается вниз так, чтобы шнур лег на воду и т.д. При этом правильность выбора определяет количество и качество поклевок! К примеру, все лето я ловил с «вертикальным удилищем», а осенью перешел на «сопровождение» или «свободное планирование».
По щуке «удлиненный высокий» также работает, но скорость рывка нужно уменьшать как минимум наполовину. Это уже скорее не аналог подсечки, а элегантное взмахивание веером. Особенно часто удается так соблазнять небольших «шнурков», стоящих под самым берегом. Джиг-головка в этом случае используется предельно легкая (1-1,5 г) -
чем длиннее пауза после такого рывка, тем больше шансов на поклевку.
Двойной высокий рывок
Еще одна «коронка» и чуть ли не «проводка на все случаи жизни» для некоторых харьковских спортсменов. И действительно, эта техника настолько хороша и универсальна, что стоит потратить время на ее освоение. Тем более что «высокий двойной» ловит абсолютно разную рыбу и к тому же круглый год. Собственно, это комбинация из двух вышеописанных проводок – короткого кистевого и удлиненного высокого, только исполнение более плавное. Важно научиться соединять обе фазы без стыка так, чтобы первый небольшой подъем приманки и только прорисовавшееся падение тут же переходили в высокий «качок» с нарастающим ускорением. Тут требуется определенная координация движений в работе удилищем и катушкой. Поклевки, как правило, бывают после второго движения на длинной паузе, но чем собственно эта проводка так хороша, понять трудно. Скорее всего, свою роль играет длительность процесса в целом на фоне двух фаз падения приманки вместо одной. Рыба успевает заинтересоваться, подумать и определиться с конечным выбором. К тому же эта проводка очень напоминает игру в «кошки-мышки». Кажущаяся доступность жертвы вдруг сменяется попыткой улизнуть. По-видимому, нервы такого не выдерживают не только у теплокровных хищников.
Двойной боковой рывок
Нечто похожее на предыдущий вариант, но рывки одинаковые по амплитуде, и проводка эта как нельзя лучше получается при положении удилища вершинкой к воде. С берега на реке всего удобнее дергать в этой манере, повернувшись вполоборота лицом навстречу течению. С лодки – опустив кончик спиннинга к самой воде или даже под воду. По сути, это стандартный воблерный «твич» - «два рывка, пауза». Джигом можно работать и в толще воды, и по дну. Так как паузы получаются очень короткие из-за того, что вертикальная составляющая траектории движения приманки небольшая, поклевки проявляются как тяжесть во время очередного рывка. По той же причине и с горизонтом облова надо определяться точнее, чем при более «вертикальных» проводках, но в целом, «двойной боковой» очень хорош, и я знаю нескольких спортсменов, которые ловят только так чуть ли не круглый год.
Рывок пунктир
Зимне-весенняя проводка для течения. Наиболее востребована в тот период, когда рыба выходит наприбрежные быстропрогреваемые мелководья, и ловится буквально под ногами. Эту технику практически не удается адекватно воспроизвести удилищами, на которых отсутствует монолитная графитовая или композитная вклейка, так как ее смысл сводится к передвижению приманки по дну буквально на несколько сантиметров. Сама дистанция проводки при этом может составлять всего лишь несколько метров, так что более длинные шаги здесь не годятся.
По сути, рывок «пунктир» - это просто краткое встряхивание удилищем с одновременным выбором шнура вполоборота катушки, которое передается на вклеенную вершинку, вследствие чего приманка по очень низкой траектории делает небольшой скачек вперед.
В прозрачной весенней воде часто удается наблюдать, как рыба атакует приманку. Окунь идет у дна короткими перебежками, в точности копируя движения приманки, и у самого берега вдруг «зевает» и приманка исчезает из поля зрения. Стоит допустить малейшую грубость в перемещении приманки, как рыба разворачивается и уходит. Щука ведет себя более настойчиво и весной берет на пунктир иногда на такой глубине, что даже непонятно, как она там умещается. Что же касается «судака», то эта проводка и во «взрослом джиге» - одна из самых востребованных, нечего и говорить про «микро», хотя клыкастый даже весной стоит намного глубже, чем щука и окунь.
Лесенка
Специфическая проводка для ловли в строго определенных условиях. По большому счету так приходится ловить, когда от берега простираются заросли непролазной травы, а рыба стоит вдоль стенки водорослей. Такие условия ловли, как правило, представляют сложность, тем более что не всегда понятно, в каком горизонте держится хищник. Проблему снимает «лесенка». Смысл ее в четырехкратном последовательном подбросе приманки практически без пауз. Шнур в это время должен уже найти опору в травяном ковре, и приманка как бы взбирается по склону с микроостановками на отдых. Тут-то и следуют поклевки.
Хаос
Эту проводку я «открыл» для себя случайно. В одну из рыболовных экспедиций мы с напарниками попали в весьма экстремальную ситуацию, которая могла закончиться очень нехорошо… в общем, некоторое время нас била нервная дрожь. Но время шло, а приехали мы на зорьку ловить судака, и пришлось браться за спиннинги в весьма нестабильном состоянии ума и тела. Оказалось, что у нервной «трясучки» имеются и положительные стороны – судаку рывки с примесью хаотических компонентов пришлись весьма по вкусу. Клыкастый, в принципе, очень положительно отзывается на всевозможные нестандартные «включения» во время как активной, так и пассивной фаз проводки, что в этом конкретном случае было очевидно. Пока меня трясло, и руки во время рывка исполняли спорадические неконтролируемые движения, рыба брала. Как только все пришло в норму и проводки стали получаться более «качественные», клев сошел на нет. Поняв в чем дело, я специально стал имитировать «паралитическую» проводку и судак не замедлил отозваться. Чтобы создать нечто подобное, представьте, как будто в темном переулке на вас внезапно из подворотни залаяла большая немецкая овчарка…в общем, руки надо расслабить и дергать так, чтобы вся снасть ходила ходуном и это движение передавалось приманке. Сложность в том, чтобы все-таки рывки не сильно отличались один от другого, и в хаосе прослеживалась система. Иначе брать не будет.
Сложный рывок
Это квинтэссенция всех вышеописанных методов, или же чистая импровизация с помощью рывка удилища и работы катушкой. Вы знаете как можно «дергать», когда нужно крутить катушку, под каким углом держать удилище во время паузы, чувствуете, что хочет рыба, понимаете, в каком горизонте она стоит, и с помощью этих инструментов создаете свой «шедевр». Что интересно, некоторые проводки потом даже не удается вспомнить и описать. Возникает ситуация – «поймал, а как не знаю», но это не беда. С практикой умение создавать сложный рывок становится стабильным, и особо размышлять уже не приходится. Включается мышечная память и нужная проводка возникает сама. Это еще называется «поставить руку».
«Пятерочка»
Эта своеобразная игра - один из лучших методов для того, чтобы наработать некий минимальный арсенал рывковых проводок, и убедиться в том, что подбор верного варианта анимации приманки в большинстве случаев едва ли не заглавная составляющая успеха. Суть игры достаточно проста: кто из участвующих сможет с локального участка первым снять пять хвостов (когда рыбы много играют и до десяти). В роли трофея выступает, как правило, стайный окунь, реже - судачок или щука-травянка.
В ходе микротурнира достаточно быстро прорисовываются следующие вещи.
- На первых забросах рыба ловится практически у всех одинаково. Она не насторожена и соблазнить хищника на поклевку легко.
- После нескольких пойманных хвостов клев резко сходит на нет, и наступает период «подобрал проводку – поймал рыбу». Тот, кто первым сориентируется в ситуации, тот и уходит вперед.
- Следующий этап – «копируй лидера». Необходимо сходу перенять заработавшую проводку и попытаться поймать максимальное количество хвостов, пока и этот вариант не приелся хищнику. Далее снова пауза в поклевках, момент творчества, очередная вспышка клева и т.д.
Практически каждый тренировочный выезд нашей команды превращается в подобное состязание и, таким образом, достаточно быстро включается умение подстраиваться под рыбу и изобретать новые виды рывковых проводок или модернизировать старые.
Результативность при этом возрастает в разы, но суть здесь не только в количестве трофеев. Все-таки ловля «на рывках» - ни с чем несравнимое удовольствие.
Впервые статья была напечатана в журнале
"Современная рыбалка" №4 2008г.
На нашем сайте опубликована с разрешения автора.
0 комментариев